Новых поразительных открытий у нас для вас нет, зато есть случайно найденный в сети альбом группы "Сентиментальные идиоты" (почти как "Соломенные еноты", только лучше) под названием "Скоро праздники" - запись по крайней мере занятная. Название коллектива, конечно, больше бы подошло тем же любителям песен Анны Герман, но оказалось присвоенным исполнителями несколько другого толка. Формально "СИ" можно причислить к продолжателям дела группы "ОбщежитиЕ" - пока лидер последних ударился в одиночные пикеты против мата в кино (это, на минуточку, автор песни с рефреном про "инди-х**нди"), их знамя уже подхватывают молодые люди со взором горящим. Причём именно что подхватывают - в первой же песне возникают узнаваемые интонации Юрия Высокова (с той только разницей, что голос здесь не Высокова, а его эпигона), текст не поётся, а скорее громогласно и убедительно проговаривается; как и в случае с "Общежитием", перед нами чистой воды почвенничество, воспринятое в буквальном смысле: если кратко, здесь поётся о том, что звёзды, небо, ветер и бескрайние просторы - это необъятное, недостижимое и непреходящее, молчание - золото, ну а мы с тобою - никто. Можно даже сказать, что "Скоро праздники" - это прямое продолжение альбомов "Никто не прожил жизнь дерева" и "Месторождение", тем более и в музыке сходство "Идиотов" с "Общежитием" слишком очевидно - как и у старших товарищей, здесь слышится, грубо говоря, кондовый русский рок, который при этом очевидно вдохновлён какими-то более глубинными вещами. Всё это несомненно хорошо, тем более что группа "ОбщежитиЕ", в отличие от точно так же переоткрывшего русский язык для инди-исполнителей "Утра", существововала все эти годы в положении оттеснённой в тень (выйди вовремя в 2010-м альбом "Никто не прожил жизнь дерева", кто знает, говорили бы мы всерьёз не о славянском пост-панке, а о волне вдохновлённых "Общежитием" и языком Платонова с Шукшиным), и вот теперь с появлением последователей (кроме героев данного поста, к таковым можно причислить группу "Чевенгур", а также в некотором смысле коллектив "Терпение") её заслуги только-только начинают по-настоящему оценивать - но нужно ли нам это всё, если оценка заслуг заключается только в перенятой у оригинала манере? Тут мы упираемся в проблему, что в России возникает всё меньше интересных новых групп (а "СИ" действительно интересны), у которых есть собственное лицо - или же просто оно, лицо это, никому не нужно. В нашем случае после обуха первых трёх песен своё нет-нет да и пробивает себе дорогу, пусть слишком уж робко и заключается преимущественно в смене интонаций вокалиста, местами подозрительно напоминающего даже о томном баритоне Вячеслава Петкуна (sic!) - однако подобные ремарки не отменяют общий тревожный тренд. Кажется, музыку теперь начали оценивать и любить преимущественно по ролевым моделям; критерии стали более конкретными, но менее разнообразными - есть музыка, условно говоря, чтобы потолкаться на концерте (пост-панк) или чтобы почувствовать себя модным слушателем "стильного звука" (яны блиндер, тесла бои и далее по тексту). Для того, чтобы найти своего слушателя (считай: понравиться), исполнителю нужно встроиться в одну из предложенных моделей; мой собеседник, с которым я разговаривал на эту тему за день до того, как скинул ему альбом, и вовсе говорит, что главное теперь - это "девочкам понравиться". Тут возникает вопрос, зачем вот тогда группе "Сентиментальные идиоты" быть точь-в-точь похожей на группу "ОбщежитиЕ", ну каким девочкам может нравиться "ОбщежитиЕ"? Так, может, это не копирование, а просто всё это славянофильство в воздухе витает; группа ничего под копирку не снимала, а просто питалась одной и той же духовной пищей и пришла синхронно к ТАКОМУ ВОТ? Вижу, что в вконтактовской группе "СИ" состоит Высоков из "ОбщежитиЯ", пишу об этом собеседнику - а он отвечает: "Ну вот и девочка нашлась".
И ведь точно.